страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Новости | Банки | "Русский стандарт" намерен взимать роялти за проезд
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

"Русский стандарт" намерен взимать роялти за проезд

Банк "Русский стандарт" сделал неожиданный маркетинговый ход — подал заявку в Роспатент на регистрацию слова "проездной" применительно к своей транспортной карте. Этот продукт кредитная организация, принадлежащая бизнесмену Рустаму Тарико, в августе запустила в Санкт-Петербурге (для всех видов транспорта), а с начала текущего года — в Москве (пока только для проезда в метро).

"Русский стандарт", один из ведущих в России частных банков на рынке кредитования населения, в последнее время активно рекламирует свои "пластиковые билетики" и явно намерен обойти на рынке транспортных карт большинство конкурентов. А обозначение "проездной", если организация получит разрешение на его использование, добавит шансы на успех.

Впрочем, юристы сильно сомневаются, что Роспатент выдаст свидетельство о регистрации такого товарного знака.

— Все зависит от того, для каких продуктов или услуг "Русский стандарт" хочет зарегистрировать это обозначение. Если в качестве названия водки или, скажем, шоколада, то это реально, а если транспортной карты, то маловероятно, — считает патентный поверенный, гендиректор компании "Зуйков и партнеры" Сергей Зуйков.

По его словам, обозначение "проездной" — описательное. Согласно статье 1483 Гражданского кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, вошедших во всеобщее употребление для идентификации товаров определенного вида. "Проездной" — это общепринятое название документа, подтверждающего право человека на проезд на каком-либо виде транспорта.

— Реально зарегистрировать внешний вид карточки, неохраняемым элементом которого будет слово "проездной", — объяснил Зуйков.

Аналогичной точки зрения придерживается управляющий партнер юридической фирмы "Тулубьева, Осипов и партнеры" Ирина Тулубьева. Она полагает, что заявка не пройдет экспертизу в Роспатенте.

— Но даже если удастся зарегистрировать обозначение "проездной" для транспортной карты, его можно будет оспорить, — добавила Тулубьева.

Это способны в "случае чего" сделать банки, также выпускающие "пластиковые проездные". А таковых, согласно информации на сайте Московского метрополитена, сейчас 20. Среди них, помимо "Русского стандарта", — Сбербанк, Банк Москвы, Росбанк, Мастер-банк, "Авангард", "Зенит", "Уралсиб". Их представители скептически относятся к "заявке на победу" "Русского стандарта".

— Слово "проездной" все же можно отнести к общеупотребительным, поэтому его вряд ли удастся запатентовать какой-либо одной кредитной организации. Более того, использовать это наименования для названия банковского продукта было бы не совсем этичным и, главное, неоправданным с маркетинговой точки зрения — из-за возможной функциональной путаницы, — комментирует пресс-секретарь Мастер-банка Анна Сапожникова.

Она уточнила, что для большинства людей "проездной" — это документ, применяемый в течение месяца для проезда в общественном транспорте и распространяемый, скорее, не через банковские отделения, а в кассах, расположенных на автобусных остановках и в метро.

Предправления банка "Авангард" Валерий Торхов полагает, что даже если "Русскому стандарту" удастся зарегистрировать слово "проездной", это не добавит банку заметных конкурентных преимуществ.

— Конечно, этот маркетинговый прием даст определенный эффект. Транспортные карты рассматриваются их держателями преимущественно как удобное средство оплаты проезда, а не как универсальный платежный инструмент. То есть у транспортной карты может быть много "начинок", но пользуются ей только как билетом. Но с моей точки зрения более важен функционал и соотношение цены и качества продукта, — говорит Торхов.

С помощью транспортной карты "Русского стандарта", как сказано на сайте кредитной организации, можно оплачивать не только поездки, но и услуги ЖКХ, операторов мобильной связи, интернет и телевидение. Также "проездной" позволяет переводить деньги, погашать кредиты и пополнять депозиты без комиссии с помощью интернет-банка "Русского стандарта". На счете карты возможно размещать собственные средства, на их остаток начисляется до 10% годовых.

Однако, по мнению Валерия Торхова, на практике получится, что маркетинговые усилия кредитной организации будут направлены на раскрутку допуслуги, а не основного платежного средства.

А Сергей Зуйков даже предположил, что как таковая регистрация слова "проездной" может не являться целью "Русского стандарта".

— Иногда подают заявку в Роспатент для того, чтобы никто другой не оформил на себя нужное слово или изображение, — заключил патентный поверенный.

В банке Рустама Тарико на запрос "Известий" не ответили.

11:25 | 17 апреля 2012 г.
О проектеРекламаКарта сайта