В распоряжении "Газеты" есть проект закона "О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ", поступивший в аппарат правительства из Минпромэнерго. О контроле над предприятиями в 40 отраслях, среди которых авиационная и космическая, добыча полезных ископаемых и все естественные монополии (то есть самые привлекательные секторы) иностранным предпринимателям стоит забыть. Обострение инвестиционного противостояния России и Запада произошло полтора года назад, когда немецкой электротехнической компании Siemens не дали приобрести ранее обещанный Германом Грефом контрольный пакет "Силовых машин". Президент Владимир Путин приказал правительству разработать закон, четко определяющий границы для иностранных инвестиций. Законопроект вот уже полтора года не может добраться до обсуждения на правительственном уровне. Пока либералы и протекционисты в российском правительстве выясняют отношения, инвестиционное противостояние нарастает. Обмен инвестударами Россия и ЕС в последнее время все чаще обмениваются обвинениями в нарастающем протекционизме. В России недовольны тем, что ЕС тормозит приобретение крупных активов российскими компаниями. Ограничивают не только "Газпром", но и, например, Внешторгбанк, который собирается приобрести акции европейской аэрокосмической корпорации EADS (6% у российского госбанка уже есть). ЕС раздражен тем, что европейские компании вытесняются с уже работающих проектов. Особенно популярна "экологическая дубинка". Как известно, Sakhalin Energy недавно была обвинена в грубых нарушениях экологического законодательства, оцененных в 50 млрд рублей. Сейчас на Сахалине работает группа проверяющих из Совета Федерации. И судя по всему акционерам "Сахалина-2" - англо-голландской Shell, японским "Мицубиси" и "Мицуи" - рассчитывать на мирный исход дела не следует. Госэкологи взялись и за BP. Проверки на Ковыктинском и ряде других месторождений, разрабатываемых дочками ТНК-BP, не сулят BP ничего хорошего. В результате Эндрю Леви, экономический советник посольства Великобритании в России, уже заявил: "В Великобритании мы максимально открыты для любых иностранных инвестиций. Открыта ли Россия для этого? То, что мы видим сейчас – иностранных инвесторов выдавливают с российского ТЭК. Поэтому увеличение наших инвестиций в Россию под большим вопросом". Иными словами, закона об ограничении доступа иностранных инвесторов в стратегические отрасли российской экономики еще нет, а ретивые российские чиновники его уже реализуют. Инвестзанавес Законопроект Минпромэнерго построен на трех основных ограничительных принципах. Во-первых, как уже указывалось, определены 40 видов деятельности, закрытых для контроля иностранных инвесторов. Кстати, первоначально их было 39 - добавили предприятия, являющиеся "монополистами в области разработки, производства и реализации конструкционных материалов, используемых при проиводстве вооружения и военной техники". Сделано это адресно для "ВСМПО-Ависма", производящего титановые сплавы. Во-вторых, жестко очерчены сделки в этих отраслях, которые будут подвергаться особому контролю со стороны особой правительственной комиссии и специального уполномоченного органа. Речь идет о приобретении контрольного пакета (более, чем 50% акций; ФСБ же вообще предлагала контролировать все покупки от 30%), но оговорка о "косвенном" распоряжении 50% акций дает возможность отказать в сделке любому заявителю. В-третьих, подготовлен перечень разрешительных документов, которые необходимо представить тем иностранным инвесторам, которые рискнут вложить капиталы в одну из "организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности". Возможности для произвольного толкования чиновниками представленных бумаг также весьма обширны. Успехи российских экологов говорят о том, что любой отчет можно признать неполным. Инвестплацдарм Тем не менее и такой закон многие иностранные инвесторы готовы принять,чуть ли не на "ура". Кристиан Хаван, вице-президент по европейским делам компании Total признался вчера корресподенту "Газеты": "Мы не против, чтобы Россия сохраняла за собой монопольное владение стратегическими отраслями. Мы только за то, чтобы вести цивилизованный бизнес здесь. Европейские компании сейчас готовы вкладывать огромные средства в развитие местной инфраструктуры, в повышение энергоэффективности компаний, но для этого мы просим открытого доступа к российским месторождениям". Впрочем, он, видимо, до сих пор безосновательно надеется, что Total когда-нибудь пустят на Штокмановское месторождение. Зато Дитрих Меллер, президент Siemens в России может порадоваться. О его цели - достижения контроля над "Силовыми машинами", из-за которых и разгорелась инвестиционная схватка - забыли. Электротехнической промышленности нет в ограничительном списке (если, конечно, не приписать "Силовым машинам" монопольное производство генераторов для армейских электростанций). Во всяком случае, "Газете" он вчера заявил: "Повышенное внимание должно уделяться необходимости определения четких критериев стратегических отраслей в российской экономике. После этого необходимо открыто оговорить границы допуска в них иностранных инвесторов. Надеюсь, в ближайшее время этот законопроект в России появится. В свое время нам не удалось приобрести контрольный пакет "Силовых машин". Надеюсь, после принятия закона появится некоторая определенность". Высокопоставленный источник в правительстве недавно отметил, что закон об ограничениях для иностранных инвесторов пока еще обсуждается в Минпромэнерго и спешка здесь не нужна. Этот же источник часто сетует на излишнюю активность в России иностранных инвесторов - своих денег хватает. Похоже, что в правительстве заинтересованы в продлении до бесконечности ситуации, когда иностранных инвесторов можно ограничивать не по закону (пусть и весьма "гибкому"), а в ручном режиме. Из законопроекта "О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ" Статья 4. Сделки, на которые распространяется действие Федерального закона 1. К сделкам, подлежащим предварительному согласованию (далее – сделки), относятся сделки по приобретению, в том числе в порядке первичного размещения при создании организации, иностранным инвестором доли (акций) в уставном капитале коммерческой организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности РФ, либо иные сделки, в результате которых такой инвестор приобретает контроль над указанной организацией. 2. К сделкам относятся следующие виды сделок: 1) если в результате совершения таких сделок иностранный инвестор приобретает право: - прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный капитал организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности; - назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности, и (или) по предложению иностранного инвестора может быть избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности. К таким сделкам относятся в том числе: а) договоры купли-продажи, дарения, мены голосующих акций коммерческой организации, а также иные соглашения, по которым право собственности на указанные акции переходит к иностранному инвестору; б) договоры доверительного управления и (или) иные соглашения подобного рода, объектом которых выступают голосующие акции коммерческой организации; 2) договоры об осуществлении иностранным инвестором функций управляющего (управляющей организации) в отношении коммерческой организации; 3) иные сделки, направленные на передачу иностранному инвестору права определять решения, принимаемые органами управления организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности, в том числе определять условия ведения ею предпринимательской деятельности. 3. К сделкам, подлежащим предварительному согласованию, относятся любые сделки, если они совершаются иностранным инвестором через третьих лиц, контролирующих коммерческую организацию, имеющую стратегическое значение, и приводят к установлению контроля иностранного инвестора над нею. 4. Требования настоящей статьи распространяется на иные случаи приобретения доли (акций), в результате которых иностранный инвестор прямо либо косвенно получает контроль над коммерческой организацией, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности РФ. Статья 5. Порядок подачи ходатайств о совершении сделок 1. Сделки, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, совершаются с предварительного согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством на реализацию функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – уполномоченный орган). Согласование сделок осуществляется уполномоченным органом на основании решения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – правительственная комиссия), положение и состав которой утверждаются Правительством РФ, а отказ в согласовании - на основании решения Правительства РФ. Факт наличия или отсутствия у иностранного инвестора в результате совершения сделки контроля над организацией, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности, определяется уполномоченным органом в процессе рассмотрения ходатайства о совершении сделки. 2. Иностранный инвестор, намеревающийся совершить сделку, указанную в статье 4 (далее -- заявитель), обязан представить в уполномоченный орган ходатайство о даче согласия на совершение соответствующей сделки (далее – ходатайство). 3. Ходатайство состоит из следующих документов: 1) заявление о даче согласия на совершение сделки, адресованное уполномоченному органу; 2) свидетельство о госрегистрации заявителя или иной аналогичный документ; 3) учредительные документы заявителя (если заявитель является юридическим лицом); 4) проект договора, раскрывающий содержание предстоящей сделки; 5) сведения об основных видах деятельности иностранного инвестора; 6) сведения о составе группы лиц, в которую входит заявитель; 7) сведения об иностранном инвесторе, осуществляющем контроль над заявителем, и о форме указанного контроля (в случае, если заявителем является российское юридическое лицо, контролируемое иностранным инвестором); 8) проект бизнес-плана развития организации по форме, утверждаемой уполномоченным органом.
|