страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Аналитика | Экономика | Прокатили на Opel
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Прокатили на Opel

Консорциум Magna и Сбербанка не станет владельцем немецкого автоконцерна Opel, а мечты российских властей о получении западных технологий пока так и останутся мечтами. GM вдруг передумала продавать компанию. Российский премьер Владимир Путин уже выразил удивление этим поступком, а немецкие власти и вовсе испытали шок, обвинив американский автоконцерн едва ли не в предательстве. Рабочие немецких заводов Opel сегодня собираются провести предупредительную забастовку против "возвращения" GM.

В ночь со вторника на среду совет директоров General Motors передумал продавать свою немецкую "дочку" консорциуму Magna и Сбербанка. Итогом заседания совета директоров GM 3 ноября должно было стать финальное подтверждение сделки по продаже Opel. Вместо этого, как пишет британская Financial Times, в ходе шестичасового обсуждения родилась идея развернуть сделку на 180 градусов. Руководители GM обратили внимание на то, что дела немецкого автоконцерна идут на поправку: в последние месяцы он наращивает продажи и работает в прибыль. Теперь в GM пишут свой собственный план спасения Opel.

Для немецких властей действия GM стали ушатом холодной воды. Неприемлемым как по отношению к Германии, так и по отношению к работникам заводов Opel назвал решение американского автогиганта министр экономики ФРГ Райнер Брюдерле. Премьер-министр западногерманской земли Гессен (где расположена штаб-квартира Opel) Роланд Кох заявил, что он поражен и одновременно раздосадован. "В свете негативной корпоративной политики GM испытывает большое беспокойство о будущем компании и рабочих предприятия", − отметил он. Председатель фракции Социал-демократической партии Германии в Бундестаге Франк-Вальтер Штайнмайер фактически обвинил GM в диверсии по отношению к немецким властям, которые несколько месяцев участвовали в подготовке сделки.

Правительство ФРГ уже потребовало от GM возврата кредита на 1,5 млрд евро, выделенного ранее на поддержание работы пред­приятий Opel.

"Мы четко дадим понять американскому правительству, что переходный кредит необходимо вернуть" − заявил спикер правительства Ульрих Вильхельм, добавив, что канцлер Германии Ангела Меркель наверняка снова обсудит ситуацию вокруг Opel с Бараком Обамой. Кроме того, немецкие политики пообещали, что не пойдут GM на уступки в ходе обсуждения плана реструктуризации немецкого автопроизводителя.

Проблемы в Германии у GM могут возникнуть в ближайшее время. По призыву профсоюзов уже сегодня работники четырех немецких заводов Opel проведут предупредительную забастовку. В пятницу к ним могут присоединиться и рабочие заводов Opel в соседних странах. "Мы не пойдем назад к GM", − заявил глава производственного совета Opel Клаус Франц.

Профсоюзы утверждают, что американцы могут закрыть два завода концерна в Германии, а на других предприятиях уволить существенную часть персонала. План Magna−Сбербанка предусматривал, что из 50 тыс. сотрудников Opel работу могут потерять не более 10,9 тыс. человек. При этом на Германию должна была прийтись меньшая часть сокращений, о закрытии заводов здесь речь не шла.

Огорчили Москву

Отказ GM − ощутимый удар по самолюбию и для российских властей. Ожидавшаяся сделка по покупке 55% Opel активно рекламировалась как возможность получить доступ к западных технологиям и тем самым модернизировать отечественное автомобилестроение. Ожидалось, что производство автомобилей Opel может быть развернуто на мощностях группы ГАЗ, которая выступала индустриальным партнером консорциума Magna и Сбербанка.

В июне премьер Владимир Путин на встрече с руководителями Сбербанка и Magna заявил, что сделка по покупке Opel "должна быть вписана в стратегию развития российского автопрома". В сентябре, когда GM подтвердила сделку, он похвалил ее за "правильный рыночный выбор". "Надеюсь, что это один из первых шагов на пути к реальной интеграции европейской экономики", − отметил он на встрече с членами международного дискуссионного клуба "Валдай".

Вчера пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков завил, что правительство удивлено решением совета директоров американского автогиганта, отметив, что консорциум Magna и Сбербанка собирается провести консультации и юридический анализ ситуации. "Отказ General Motors от продажи завода Opel консорциуму Magna и Сбербанка не помешает развитию отечественного автомобилестроения, − признал вчера вице-премьер Александр Жуков. − У нас достаточно проблем с нашим автопромом, чтобы в первую очередь думать о нем".

"Мы с пониманием относимся к решению руководства GM сохранить Opel в составе компании", − заявил соруководитель Magna Зигфрид Вольф. В Сбербанке вчера отказались от комментариев. Источник РБК daily в банке только рассказал, что последние недели президент Сбербанка Герман Греф был расстроен тем, что переговоры по приобретению Opel затягиваются.

А вот на ГАЗе не унывают. В статусе группы ГАЗ ничего не меняется, отметила РБК daily зампредседателя группы ГАЗ Елена Матвеева. "Мы были и остаемся технологическим партнером GM, с которой нас связывают уже долгие отношения, в частности мы сотрудничали по проекту Siber, у нас была рабочая группа по разработке бюджетного автомобиля, − говорит она. − С учетом нашего опыта по глубокой локализации у нас остается взаимная заинтересованность наладить на своих мощностях производство моделей на базе платформ GM". ГАЗ, по ее словам, наиболее перспективный партнер в России для GM.

Андрей Лемешко, Даниил Шабашов, Наталья Глазкова (RBC Daily )
14:16 | 05 ноября 2009 г.
О проектеРекламаКарта сайта