страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Аналитика | Экономика | Renault-Nissan "оккупирует" АвтоВАЗ
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Renault-Nissan "оккупирует" АвтоВАЗ

Корпорация "Ростехнологии" и альянс договорились о создании совместного предприятия, которое приобретет мажоритарную долю в АвтоВАЗе. Что выиграют от этого обе стороны — покажет время.

Уже известно, что "Тройка Диалог" и "Ростехнологии" получат 750 млн долларов за акции автопроизводителя в три этапа. Как пишет агентство Reuters со ссылкой на источник, близкий к одному из акционеров, первый платеж поступит уже в конце 2012 года. 3 мая 2012 года стороны подписали протокол о намерениях, согласно которому альянс получит контроль над АвтоВАЗом через совместное предприятие с "Ростехнологиями". Оно будет владеть 74,5% российского автоконцерна к 2014 году. Renault-Nissan купит 67,13% совместного предприятия, заплатив за долю в нем 750 млн. долларов и обеспечив себе эффективный контроль над 50,01% акций компании, подчеркивает Автостат.

На первом этапе партнеры внесут в СП имеющиеся у них пакеты акций, а потом СП купит дополнительные пакеты у "Тройки Диалог" и "Ростехнологий". Соответственно, платежи пройдут в декабре 2012, в июле 2013 и в июне 2014 года, сообщил источник, при этом максимальный платеж придется на июль 2013 года. Планируется, что "Тройка Диалог" полностью выйдет из капитала АвтоВАЗа, а у "Ростехнологий" останется блокирующий пакет и право конвертировать долг АвтоВАЗа в его акции.

По условиям соглашения, Renault в несколько этапов внесет в СП 300 млн. долларов, японский Nissan — 450 млн. долларов. Платеж зафиксирован в рублях, он не будет зависеть от результатов деятельности АвтоВАЗа. На сегодняшний день условия сделки согласованы окончательно, до заключения соглашения в конце 2012 года стороны имеют право только совсем отказаться от нее, что маловероятно. Альянс Renault-Nissan достаточно долго шел к тому, чтобы заполучить контрольный пакет акций АвтоВАЗа, и вряд ли откажется от своей цели.

Как считают эксперты Инвесткафе, АвтоВАЗ интересен альянсу в первую очередь как базовая производственная площадка для покрытия внутреннего спроса на российском рынке и на внешних площадках (главным образом это страны ближнего зарубежья и СНГ). В Renault-Nissan уже неоднократно заявляли о планах по выходу на сборку 1,6 млн автомобилей в год. Пока претворен в жизнь только первый и на сегодня крупнейший совместный проект альянса и АвтоВАЗа — Lada Largus, построенный на платформе B0 от Renault Logan и призванный в зависимости от модификации закрыть нишу семейных универсалов и легких коммерческих автомобилей.

Таким образом, Renault, и Nissan планируют организовать сборку собственных моделей бюджетных автомобилей на производственных мощностях АвтоВАЗа, с соответственным контролем качества продукции, выпускаемой заводом. По мнению Инвесткафе, стоит ожидать улучшения технического и технологического уровня сборочных линий отечественного концерна, т. к. его будут все более тесно ассоциировать с альянсом.

"Renault-Nissan стремится развивать отечественное автомобилестроение, и приход такого инвестора, несомненно, является благом для АвтоВАЗа. Также необходимо отметить, что, получив рычаги прямого воздействия на деятельность завода, альянс сможет более слаженно и полноценно воплощать в жизнь свое видение будущего для АвтоВАЗа. В первую очередь это относится к четкой специализации концерна исключительно на производственном процессе. Автомобилестроитель уже проводит активную реструктуризацию бизнеса, обусловленную необходимостью вывода непрофильных активов из состава группы компаний. Это позволяет абстрагироваться от ненужных бизнес-процессов и благотворно сказывается на экономической эффективности активов АвтоВАЗа.

Во-вторых, более тесный контакт Renault-Nissan и отечественного концерна способен послужить драйвером к предстоящему обновлению модельного ряда АвтоВАЗа. Альянс заинтересован в скорейшем выводе новых моделей на рынок, поскольку конкуренция в сегменте бюджетных автомобилей усиливается от месяца к месяцу. Многолетний опыт работы на рынке и наличие собственных перспективных технологий и разработок, которые Renault и Nissan могут использовать в рамках российского автомобилестроения, должны способствовать повышению качества техники, собираемой на Волжском автомобильном заводе, сохраняя ее доступность для большей части населения России. Создавая совместное предприятие с Ростехнологиями, альянс сможет вести согласованную деятельность по управлению АвтоВАЗом, учитывая интересы российской стороны и представляя согласованную позицию японского и французского автомобилестроителей", — отмечает аналитик компании Кирилл Маркин.

В целом, эта новость не оказала ощутимого влияния на положение самого предприятия. Кредитное агентство Fitch подтвердило рейтинг АвтоВАЗа, в очередной раз на уровне B- со "стабильным" прогнозом. Он отражает текущее состояние российского машиностроения, а также учитывает скорые перемены. Эксперты связывают такое решение с вступлением России во Всемирную торговую организацию, что значительно обострит конкуренцию среди концернов на внутреннем рынке. Сюда же относится и сотрудничество АвтоВАЗа с Renault-Nissan, которое в определенной степени нивелирует негативные последствия, ожидающие отрасль в целом.

Напомним, в 2009 года "Ростехнологии" по просьбе премьера РФ Владимира Путина выдали АвтоВАЗу беспроцентные ссуды на общую сумму 75 млрд. рублей, позже часть долга была погашена, а часть — конвертирована в акции автопроизводителя. Живых денег от завода "Ростехнологии", безусловно, не дождутся, поэтому в рамках сделки акционеры договорились о реструктуризации долга на сумму 46 млрд. рублей на срок до 2030 года и больше с правом конвертации в акции. Оставшиеся 7 млрд рублей АвтоВАЗ намерен заплатить "Ростехнологиям" своими непрофильными активами. В этой ситуации сотрудничество с Renault может стать действительным стимулом роста экономической устойчивости предприятия. Ему она бы очень не помешала.

Валентин Гридин (bigness.ru)
11:58 | 10 мая 2012 г.
О проектеРекламаКарта сайта