страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Аналитика | Экономика | Офшор подкрался незаметно
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Офшор подкрался незаметно

Кабинет министров поддержал законопроект о деофшоризации российской экономики. Информация об этом размещена на официальном сайте правительства. Инициатива, внесенная депутатами из разных фракций 22 октября 2014 года, направлена на совершенствование системы налогообложения компаний, находящихся в юрисдикции офшоров. Эксперты отмечают актуальность этой темы, но опасаются, что ужесточение фискальных мер может породить только новые схемы увода финансов в "тень".

Одобренный законопроект предусматривает введение налогообложения в отношении контролируемых иностранных компаний, если они не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, которые эти компании контролируют. Для того чтобы предложенная норма вообще могла начать действовать, в проекте также раскрываются понятия "контролируемой организации" и "контролирующего лица". В первом случае речь идет о компаниях, которые не являются налоговыми резидентами РФ и созданы в соответствии с законодательством иностранного государства. А "контролирующим лицом" в свою очередь будет считаться российское физическое или юридическое лицо в двух случаях: если доля его участия в организации либо превысит 25%, либо окажется не меньше 10%, при том что доля всех участников, признаваемых налоговыми резидентами России, в этой компании будет составлять 50%.

Как отмечал ранее министр финансов Антон Силуанов, отечественные предприниматели часто пользуются тем, что во избежание двойного налогообложения Россия со многими странами заключила соглашения о льготных режимах. Однако директор Института стратегических исследований ФБК Игорь Николаев считает, что вектор на деофшоризацию стратегически верен, но применен несвоевременно, так как ведет к увеличению налоговой нагрузки, которая и без того высока. "Заниматься деофшоризацией надо было, когда экономика росла на 6–8%", – сказал он в беседе с "НИ".

А вот доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии РАНХиГС Эмиль Мартиросян отметил крайнюю актуальность этого законопроекта. "Но здесь еще нужно дополнительно проработать два момента, без которых закон не будет действовать, – считает эксперт. – Необходима законодательно обеспеченная защита прав интеллектуальной собственности, так как физические активы бизнес будет постепенно возвращать, а вот нематериальные возвращаться будут неохотно. И, кроме того, должна быть обеспечена прозрачность распределения налогов в инфраструктурные проекты, чтобы бизнес понимал, куда идут его деньги".

Напомним, что тема деофшоризации российской экономики и возвращения утекающих за рубеж капиталов в отечественную налоговую юрисдикцию обсуждается достаточно давно. Еще в 2013 году, выступая перед Федеральным собранием, президент РФ Владимир Путин поручил разработать меры по возврату капиталов из офшоров. А этим летом на форуме "Интернет-предпринимательство в России" он подчеркнул, что это не только российская проблема, но и общемировая.

Из России тем временем в офшоры утекают внушительные средства. По экспертным оценкам, сегодня более 40% внешнеторгового оборота страны осуществляется с привлечением офшорных компаний. А за последние два десятилетия из России было выведено, по разным данным, от 800 млрд. до 1 трлн. долларов, и ежегодные потери бюджетов на всех уровнях оцениваются в десятки млрд. рублей. К примеру, по подсчетам Минфина, в офшоры на Кипре и в Нидерландах с территории России утекало ежегодно примерно 50 млрд. долларов, примерно половина из которых принадлежат российским налоговым резидентам. "И мы могли бы получать 30 млрд. рублей дополнительных доходов в бюджет", – считает глава финансового ведомства Силуанов.

А Эмиль Мартиросян говорит, что пока сложно оценить объемы возможного возвращения капиталов, но экономика может рассчитывать на 20–30% от 50–100 млрд. долларов, "убегающих" за рубеж ежегодно, в случае успешной реализации мер, прописанных в новом законопроекте.

Любопытно, что помимо ужесточения налоговых мер, во властных коридорах рассматривался вариант с офшорной амнистией. За основу мог быть взят проект закона депутата Госдумы Михаила Сердюкова, который подразумевал на весь 2015 год введение особых льготных условий для граждан, возвращающих свои средства с зарубежных счетов. В том числе и освобождение их от ответственности за совершение отдельных дисциплинарных проступков, административных правонарушений и преступлений. Однако в настоящий момент эта инициатива не рассматривается.

Арина Раксина (Новые Известия )
16:56 | 27 октября 2014 г.
О проектеРекламаКарта сайта