страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Аналитика | Инвестиции | По банковским стандартам
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

По банковским стандартам

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, который вносит изменения в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" касательно введения системы пруденциального надзора за рисками профессиональных участников фондового рынка. Многие нормы данного документа очень похожи на те, по которым работает банковское сообщество, и в целом финансисты такое "закручивание гаек" поддерживают. Однако нельзя сказать, что для брокерских компаний и их клиентов оно пройдет безболезненно.

Управление рисками - одна из важнейших составляющих банковского надзора, без него любая банковская система развалится. А в среде брокерских компаний до недавнего времени царила полная анархия, рисками вообще никто не управлял. Между тем кризис показал, что это в корне неверно, отдельные заигравшиеся профучастники фондового рынка нанесли вред не только себе, но и клиентам. "Необходимо создание более эффективной системы пруденциального надзора, которая предполагает оценку и управление рисками, возникающими в результате деятельности финансовой организации. Это особенно актуально сейчас, когда участники рынка ценных бумаг оперируют значительными капиталами, и обеспечение финансовой стабильности выходит на первый план", - считает заместитель председателя комитета Государственной думы по финансовому рынку Лиана Пепеляева.

Фондовое сообщество в принципе тоже не против. "Инициатива явно в духе тех изменений, о которых заговорили в кризис, когда стало ясно, что качество управления рисками у многих участников рынка было абсолютно недостаточным. Собственно, это во многом стало причиной "цепной реакции", парализовавшей рынки в 2008 году", - говорит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал" Владимир Брагин. "Стоит отметить, что эффективная организация системы внутреннего контроля и управления рисками является нормой для осуществления надзорной деятельности в странах, имеющих развитые финансовые рынки. Такой подход свидетельствует о том, что регулятор предполагает выстроить регулятивные нормы для профучастников по подобию норм банковского надзора, и ФСФР взят курс на усиление государственного регулирования фондового рынка", - соглашается с ним руководитель юридического департамента ИК "Грандис Капитал" Алексей Корзенков.

Правда, в каждом благом начинании есть и ложка дегтя. А таковая тут присутствует отнюдь не в единичном количестве. Прежде всего вопрос в том, кто именно и как станет осуществлять этот надзор. "Следует отметить, что Центральный банк выстраивал эту систему более десяти лет и продолжает ее непрерывно совершенствовать, и здесь возникает вопрос, хватит ли ФСФР профессиональных кадров, чтобы адаптировать подобные механизмы с учетом особенностей инвестиционного бизнеса и хватит ли мощностей, чтобы аудировать соблюдение всех новых процедур", - напоминает Алексей Корзенков. Это раз. Два - законопроект предлагает предоставить ФСФР право замены руководителя профучастника рынка ценных бумаг, а также назначать временную администрацию в случае приостановления у компании лицензии. И если с администрацией все понятно, то зачем менять босса, когда налицо системные ошибки? "Пункт, предусматривающий право замены руководителя в случае отзыва лицензии, смотрится спорным. Если лицензия отозвана, то вряд ли кадровые перестановки позволят избежать большинства негативных эффектов", - сомневается Владимир Брагин.

Это, так сказать, прямые риски документа о введении системы защиты от рисков. Но есть и косвенные. "Общая тенденция ужесточения требований к финансовым организациям - страховым компаниям, банкам, а теперь и брокерским компаниям - уже привела к сокращению их количества. Совет для инвесторов: внимательно относитесь к выбору брокера или управляющего. Обращайте внимание не только на наличие соответствующих лицензий, но и на рейтинги, обзоры, тематические дискуссии", - советует аналитик "Инвесткафе" Александра Лозовая. "Следствием принятия законопроекта будет перераспределение на рынке финансовых услуг. Скорее всего обозначатся процессы консолидации бизнеса - чтобы выжить, игроки будут вынуждены объединяться. Маленькие компании либо уйдут с рынка, либо будут поглощены более крупными игроками. Для инвесторов, пользующихся услугами финансовых компаний, с одной стороны, повысится степень защиты инвестиций и гарантии качества услуг. С другой - сузится выбор финансовых консультантов", - отметил консультант департамента Due Diligence "2К Аудит - Деловые консультации/Morison International" Андрей Чернявский.

Последний пункт - консолидация бизнесов и сокращение числа компаний - может вылиться и в рост цен на услуги, ведь конкурентов на рынке станет меньше. "Одним из побочных явлений законопроекта может стать рост комиссионного вознаграждения профучастников", - считает Александра Лозовая, а коллеги ее поддерживают.

Оценивая законопроект в целом, стоит признать, что он и своевременный, и в целом правильный. А с тем, что за снижение рисков придется заплатить, похоже, придется смириться. Ведь аксиома финансового рынка гласит такова: "чем выше риск, тем больше премия, чем ниже риск, тем меньше премия". Премия инвесторов снизится за счет выросшей комиссии, а риски снизятся - вроде бы все логично. Хотя, по идее, и этого можно избежать, ведь у нас есть ФАС, которая должна следить за тем, чтобы участники рынка не сговаривались и необоснованно не повышали цены (в данном случае - комиссии).

Нильс Иогансен Рита Долженкова Любовь Царева
13:47 | 16 февраля 2011 г.
О проектеРекламаКарта сайта