страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
О чем пишут | Инвестиции | Деньги - на ящик!
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Деньги - на ящик!

Сегодня многие оценили удобство оплаты сотовой связи через терминалы самообслуживания. Теперь, после некоторых изменений в законодательстве, через терминалы можно будет оплачивать и услуги ЖКХ. Как показывает опыт, многие захотят на этом заработать.

Первые терминалы по приему платежей за мобильную связь появились в России в 2000 году. Придумала их компания "Элекснет". Через пару лет такие же ящики стали устанавливать и другие платежные системы. Сегодня, по оценкам платежной системы "Киберплат", в России насчитывается около 100 систем, принимающих платежи через терминалы. При этом большинство платежных систем развивается за счет привлечения к сети агентов - владельцев терминалов, которые, в свою очередь, могут расширять сеть собственных терминалов за счет сторонних компаний, приобретающих чудо-аппараты для приема платежей. Если в какой-либо поисковой системе набрать словосочетание "терминал самообслуживания", интернет тут же выкинет несколько ссылок с предложением организовать свой бизнес по приему платежей.

По мнению председателя правления НКО "Рапида" Виктора Насочевского, рынок платежей через терминалы динамикой своего развития обязан "игровикам". После того как рынок игровых автоматов потерял свою былую привлекательность, производители автоматов решили выпускать терминалы по приему платежей. "По сути, игровой автомат и терминал по приему платежей -- практически одинаковые устройства, которые принимают деньги, выдают чеки и так далее",-- говорит Виктор Насочевский. Перенастроить производство не так и сложно, поэтому в последние два года рынок оказался буквально завален предложениями о продаже недорогих терминалов. Сегодня такой аппарат можно приобрести в среднем за $2500-3500. Хотя, по мнению Виктора Насочевского, хороший терминал просто не может стоить меньше $5000. Но, естественно, в технические тонкости большинство частных предпринимателей не вдаются, поэтому услуга "игровиков" оказалась сегодня широко востребованной.

Вовсе не скважина

Прелесть этого бизнеса - в низком пороге входа на рынок. По сути, приобрести терминал сегодня может любой желающий. Цена аппаратов, как уже говорилось, колеблется от $2 тыс. до $5 тыс. в зависимости от начинки.

Если вы решили выстроить терминальную сеть, то для начала стоит приобрести не менее десяти аппаратов. "Некоторые расходные статьи непропорциональны количеству терминалов: например, служба технической поддержки, инкассация, охрана десяти терминалов будут стоить столько же, во сколько вам обойдется обслуживание одного терминала, так что, устанавливая два-три платежных терминала, можно сработать в убыток", - рассуждает гендиректор ЗАО "Информационно-процессинговый центр" (платежная система X-Plat) Андрей Горячкин. Хотя, по мнению гендиректора ОАО "Элекснет" Юрия Мальцева, "маленького ритейла не бывает, в условиях конкуренции сегодня есть смысл делать сразу большую сеть -- от 500 терминалов".

Но допустим, что вы в самом начале пути и денег хватает только на десять терминалов. Согласно бизнес-плану компании X-Plat, опубликованному на ее сайте, за десять аппаратов вы заплатите 700 тыс. руб. Затем, если у вас нет выделенной линии интернета, вам придется приобрести GPRS-модем примерно за 4,5 тыс. руб. (некоторые терминалы продаются со встроенным модемом). Кроме того, вам следует найти источник бесперебойного электропитания - еще 1,2 тыс. руб. Итого разовые затраты составят 757 тыс. руб.

Текущие затраты тоже немаленькие: связь GPRS (500 руб. в месяц), чековая лента (180 руб. в месяц), электропотребление (обычно входит в стоимость аренды), инкассация (один человек с зарплатой от 10 тыс. руб. в месяц) и техническая поддержка (один человек с аналогичным заработком). Самый главный источник затрат -- аренда: X-Plat указывает цифру 3 тыс. руб. Итого ежемесячные затраты на обслуживание десяти терминалов с учетом аренды составят 56,8 тыс. руб.

Выручка в этом бизнесе зависит напрямую от ежедневных оборотов в каждом терминале и складывается из двух частей: вознаграждения, которое ежемесячно выплачивает сама платежная система своим агентам (в зависимости от оборотов это 1,5-2%), и разовой комиссии за операцию, которую устанавливает сам агент в каждой точке (как правило, это 3-5%, хотя некоторые дилеры поднимают комиссии и до 7-10%).

Как признается большинство игроков на этом рынке, средняя сумма платежа составляет всего 30-50 руб. за транзакцию. Если посчитать по минимуму, в месяц через терминал проводится операций на 300 тыс. руб., значит, выручка от комиссии и вознаграждения (если опять-таки взять по минимуму - 5%) составит 15 тыс. руб. с одного терминала в месяц, итого 150 тыс. руб. со всей сети. За вычетом ежемесячных затрат и налогов (примерно 6%) чистая прибыль с 10 терминалов, по утверждению X-Plat, составит 84,2 тыс. руб.

Но расчеты X-Plat вызывают несколько вопросов, в первую очередь в части аренды. Сегодня в Москве аренда квадратного метра колеблется от $500 до $1000 и выше. Как рассказывают игроки на этом рынке, аренда места в "Атриуме" составляет уже порядка $5 тыс. Два года назад там был установлен терминал "Элекснет", арендная плата за него была около $700. Потом по результатам внутреннего тендера "Элекснет" вытеснили терминалы другой компании, которая предложила магазину платить за аренду в семь раз больше. "Атриум", естественно, не стал от этого отказываться. И таких случаев арендного демпинга на рынке немало.

Юрий Мальцев: "По доходности прием платежей через терминал - это вовсе не скважина и не игровые автоматы. За последние несколько лет доходность снизилась процентов на 30 и продолжает падать. Дело в том, что обострение конкуренции приводит к росту арендных ставок. Терминальные старатели, ожидая больших доходов, неоправданно взвинтили цены на аренду".

Буквально все опрошенные игроки на этом рынке жалуются на рост стоимости аренды. Сложилась парадоксальная ситуация. Стоимость аренды площади для банкомата сегодня вдвое, а то и втрое ниже, чем для терминала по приему платежей в одном и том же магазине. По сути, платежи, принимающиеся через терминалы, можно проводить и через банкоматы, и многие банки в последнее время стали предлагать такие услуги.

Камни преткновения

Самое сложное в этом бизнесе, по мнению большинства игроков, это выбор правильного места для терминала. "Окупаемость специализированной точки по приему платежей в случае, если это ваш единственный бизнес, а место выбрано неграмотно, может и не наступить вовсе", - предупреждает гендиректор ЗАО "Объединенная система моментальных платежей" (ОСМП) Валерий Шпак.

В отличие от банкоматов, установленных, например, на Тверской с гарантией высоких оборотов, терминал в центре - это не всегда выгодно. "Спальный район дает больше, чем центр города. Ведь в центре живут преимущественно богатые люди, которые сами редко платят за услуги (на это есть секретари) либо пользуются интернет-банком и пластиковыми картами,-- говорит коммерческий директор компании "Молния" (дилер ОСМП. - ’Деньги’) Борис Евтимьев. - Через терминалы же платят люди небогатые: средний платеж здесь 50-70 руб. 100 руб. - это уже довольно хорошее место. А 50 руб. - это стандартный платеж за мобильную связь в каком-нибудь овощном магазине". Поэтому, как правило, ежедневный оборот одного терминала в среднем составляет всего 10-15 тыс. руб.

Кроме того, техническое обслуживание сети - занятие довольно кропотливое и сложное. "Большие сети могут существовать только при определенном уровне технической культуры, - рассказывает Юрий Мальцев.-- Мы заметили по Москве, что все сети быстро развиваются до 100 терминалов, а потом их развитие сразу замедляется". По словам главы "Элекснет", как только сеть превышает 100 терминалов, "складывается впечатление, что аппараты как будто кто-то меняет: все сразу становятся капризными в обслуживании". И тогда на первое место выходит проблема качественного мониторинга, а это сугубо профессиональная и довольно сложная деятельность. Собрать штат сильных системных администраторов сегодня довольно непросто и дорого.

"Бывает, что в работе процессинговых центров случаются сбои. В мае, например, серверы ОСМП зависли на четыре дня, и люди ломали их терминалы, пытаясь достать оттуда деньги", - рассказывает Борис Евтимьев. Поэтому помимо расходов на постоянный технический контроль к расходам за обслуживание терминалов стоит также приплюсовать страховку на случай вандализма, удара молнии, пожара и других рисков. Обойдется это удовольствие в среднем в 1,5% от стоимости терминала.

С учетом всех перечисленных затрат и при условии грамотно выстроенной работы один терминал приносит в месяц в среднем около $200 чистой прибыли. Но в ближайшее время ситуация может измениться.

Все в банк

Совсем недавно у всех желающих принимать платежи появилась еще одна статья расходов - это комиссия, которую теперь всем "терминальщикам" обязательно придется платить банкам. Дело в том, что в начале августа вступили в силу поправки к закону "О банках и банковской деятельности" и статье 37 закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Суть их сводится к следующему: новый закон утвердил возможность любых коммерческих организаций, не являющихся кредитными, осуществлять операции по приему наличных платежей от населения за услуги электросвязи, а также жилое помещение и коммунальные услуги. Однако при этом им придется заключить договор с кредитной организацией (банком или НКО). По условиям договора, компания, осуществляющая платежи от своего имени, но за счет кредитной организации, совершает банковскую операцию - осуществление переводов денежных средств по поручению населения без открытия банковских счетов. А кредитная организация в свою очередь заключает соответствующий договор с организацией, предоставляющей оплачиваемые услуги. При такой схеме между абонентом (физическим лицом) и оператором не возникает непосредственных взаимоотношений. Так что все возникающие проблемы, например при утере платежей, теперь можно будет решать напрямую с банками.

Разумеется, все это небесплатно. Причем небесплатно именно для агентов платежных систем, так как сами платежные системы, как правило, имеют соответствующую банковскую лицензию (через дочерний банк или же в качестве НКО). Сколько составит комиссия, пока не совсем понятно. Как неофициально утверждают агенты ОСМП, у которой есть расчетный банк "Русский инвестиционный клуб", для них она составит до 20% от прибыли. Правда, в ОСМП с такой оценкой не согласились. Как сообщили "Деньгам" в ОСМП, если дилеры заключат напрямую с банком договор о приеме платежей, никакой платы с них ОСМП брать не будет. Если же дилер будет работать через банк "Русский инвестиционный клуб", его вознаграждение "может быть уменьшено только на стоимость операционных расходов банка, связанных с инкассацией торговых точек". Однако стоимость этих услуг в ОСМП назвать отказались, сославшись на то, что тарифы устанавливаются для всех дилеров индивидуально.

"В любом случае теперь либо придется создавать свое НКО, а это около $700 тыс., либо попадать в зависимость от банков", - посетовал один из участников рынка.

В связи с этим многие прогнозируют существенные изменения на рынке платежей. Безусловно, возникшие затраты владельцы терминалов попытаются переложить на клиентов во всех возможных случаях. Но эта мера малоэффективна. Дело в том, что около 95% всех проводимых через терминалы платежей приходится на мобильную связь. А операторы мобильной связи выставляют жесткие условия по максимальному размеру комиссии, взимаемой с клиента за платеж. И если раньше отследить это было очень сложно, то теперь все платежи будут проходить через банк, а значит, и отслеживать их будет легко и просто. Для многих агентов это может существенно снизить привлекательность всего бизнеса по приему платежей через терминалы.

"На мой взгляд, из-за нового законодательства многие небольшие сети - по 10-20 терминалов - в ближайшем будущем будут активно продаваться",- считает Борис Евтимьев. Правда, как долго будет происходить чистка рынка платежей через терминалы, предугадать трудно. Но в любом случае потребитель от всех этих изменений только выиграет.

Главное - не зацикливаться

Но несмотря на все невеселые прогнозы, у этого рынка немало возможностей для роста. Как показал опрос игроков на рынке терминальных платежей, несмотря на разные подходы к оценке емкости рынка, все игроки сходятся во мнении, что московский рынок платежей через терминалы еще может вырасти вдвое. Причем это касается как количества установленных терминалов, так и объема проводимых платежей. В пользу последнего говорит не только появившаяся совсем недавно возможность принимать через терминалы платежи за услуги ЖКХ. Почти все игроки рынка уверены в том, что далеко не сразу народ привыкнет проводить такие крупные и сложные (ведь нужно ввести много данных) платежи через терминалы. Рост объемов платежей "терминальщики" связывают в первую очередь с ростом востребованности платежей в счет погашения кредитов. "Рынок потребительских кредитов значительно перспективнее, чем рынок приема платежей за мобильную связь,- считает гендиректор ЗАО "Киберплат.ком" Андрей Грибов.-- Поэтому конкурентное преимущество будет у тех терминальных сетей, которые смогут вступить в альянс с банками, осуществляющими процессинг подобного рода финансовых транзакций".

А вот о завоевании региональных рынков представители московских платежных систем говорят с меньшим энтузиазмом. Речь идет о разных уровнях насыщения. Если в Москве максимальная емкость рынка, по разным оценкам, составляет от 5 тыс. до 10 тыс. терминалов, то в любом другом городе-миллионнике (за исключением Петербурга), как утверждает Борис Евтимьев, достаточно и 300 терминалов -- им хватает. Кроме того, в Москве терминал окупается за год-два. А в регионах потребители пока что предпочитают терминалам личное общение с кассиром. Поэтому процесс окупаемости там затягивается -- в сравнении опять же с Москвой - еще на полгода и занимает 1,5-2,5 года.

В любом случае, по мнению Бориса Евтимьева, перспективы вендинга в России очень хорошие. "Существует огромная куча всего, что можно автоматизировать: намагничивание карт для проезда в метро, продажа театральных билетов и т. п.,- считает он.- Так что зацикливаться только на одном направлении деятельности я бы не советовал".

Елена Ковалева (КоммерсантЪ-Деньги )
15:29 | 21 августа 2006 г.
О проектеРекламаКарта сайта