страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Аналитика | Личные финансы | Какие товары скоро подорожают
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Какие товары скоро подорожают

После четырехмесячных согласований и споров о том, как формировать список социально значимых товаров, правительственная рабочая группа под руководством вице-премьера Виктора Зубкова одобрила перечень, предложенный Минпромторгом. Если в течение месяца стоимость вошедших в него продуктов в том или ином регионе России вырастет более чем на 30%, власть сможет цены зафиксировать. Эксперты опасаются, что новая попытка регулирования со стороны государства обернется старыми последствиями – дефицитом и "отложенным" подорожанием продовольствия.

В список из 24 позиций вошли: говядина, свинина, баранина, курятина (за исключением окорочков), а также гречка, пшено, рис, морковь, лук, капуста, картофель, молоко 2,5–3,2-процентной жирности, мороженая рыба, подсолнечное и сливочное масло, яйца, сахар, соль, чай, пшеничный и ржаной хлеб, пшеничная мука, вермишель и яблоки. В случае их резкого подорожания правительство сможет устанавливать на эти продукты предельно допустимые розничные цены. Такой порядок вытекает из закона о торговле, вступившего в силу 1 февраля.

По предложению Минпромторга, правительство также составит второй перечень продуктов, с поставщиков которых торговые сети не должны требовать бонусы. В этот список должны войти, в частности, куриные тушки, молоко, ржаной и ржано-пшеничный хлеб, а также хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки. Список номер два вызывал недоумение специалистов еще на этапе самой идеи его появления. Эксперты отмечали, что если в первом списке речь идет о социально значимых товарах, то во втором – о социально значимых производителях, которых государство намеревается защитить от торговли и от покупателей. Поэтому он и короче.

Перечни составить несложно. Можно включать в них не 24, как сейчас, а 124 позиции – пусть люди радуются. Вопрос в том, как заставить продавца брать на реализацию невыгодный товар и как заставить производителя отпускать товар по невыгодной для него цене. Ведь сельхозпродукция может дорожать не только в результате происков фермеров или торговли, но и из-за высокой инфляции и растущих вместе с ней издержек. Однако самое печальное – то, что, увлекшись списками, правительство, похоже, забыло разработать механизм, с помощью которого будут сдерживаться "социальные" цены. Обычно это в конечном счете происходит за счет потребителя. Сначала – административная фиксация, а после "заморозки" цены оттаивают и взлетают. "Не зря существует поговорка Retail is details ("Торговля – это детали"), – говорит "НИ" Лев Хасис, глава крупной компании, управляющей несколькими известными торговыми сетями. – Сущность конкуренции – борьба за нюансы, за мелочи, за сотые доли процента маржи и издержек, то есть за детали. Соответственно, и процесс регулирования торговли должен учитывать их бесконечное количество". А простое декретирование цен может быть и контрпродуктивным.

"Мера эта, мягко говоря, бесполезная. Придумали ее "активные" депутаты, а правительство теперь вынуждено исполнять их закон, – заявил "НИ" Петр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ. – Если цены и удастся каким-то образом зафиксировать, то случится то, что уже многократно случалось – сначала подорожают продукты, которые стоят рядом на полке, а потом и товары с "замороженным" ценником. Да и в момент "заморозки" социальные товары сразу становятся дефицитными – они достаются тому, кто раньше пришел в магазин".

Если же "плохой" сценарий – например, всплеск инфляции – не рассматривать, а списывать все только на "происки" зарвавшихся производителей или всей товаропроизводящей цепочки, то торговцы, во избежание давки в магазинах и нареканий со стороны населения, просто начнут отказываться заранее от социального ассортимента. "В этом случае дорогие продукты перекочуют из супермаркетов на рынки, где правительство не диктует "что почем", – продолжает г-н Шелищ. – Тем более что власти могут регулировать цены только на отечественные продукты, а ими мы, по данным 2008 года, были обеспечены лишь на 55%. Оставшиеся 45% – импорт. Получается, что импорта в магазинах станет больше, а отечественные продукты на рынке сравняются с ними в цене". Но, скорее всего, к таким мерам никогда не прибегнут, считает эксперт.

Второй список – продукты с "нулевой" премией – вызывает у него еще большее недоумение. "Я плохо понимаю его смысл вообще. Бонусы в сети – это фактически плата за присутствие товара на бойком месте, а значит – исключение затрат на рекламу. Реклама любого продукта действительно стоит гораздо больше, чем оптовая скидка даже самой дорогой сети. Бонусы действуют и на Западе, и никто от них там не отказывается. А у нас в стране никто не может заставить продавца брать на реализацию товар по цене, которая его не устраивает – будет в ней бонус или нет. И правительство пока что цены на рынке не прописывает".

Это мнение полностью разделяет Ирина Канунникова, директор Союза независимых сетей России: "Я думаю, что опасения насчет 30-процентного роста цен сильно преувеличены. Но даже из того, что прописано в законе, понятно: у правительства нет рычагов, с помощью которых оно могло бы защитить население. Ведь ценовой вопрос охватит всю товарную цепочку. Кому конкретно он обрежет цену? Если только на полке, то это неминуемый перекос в сторону "черного" рынка, а там ценовые циркуляры правительства бессильны. И в любом случае результат достигнут не будет".

Анжела Дружинина
11:34 | 04 июня 2010 г.
О проектеРекламаКарта сайта