страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Аналитика | Страхование | Ставка больше чем "жизнь"
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Ставка больше чем "жизнь"

Накопительное страхование жизни становится модной темой: ее обсуждают и страховщики и потенциальные страхователи – люди, которые хотели бы использовать этот инструмент для долгосрочного инвестирования средств. Но прежде чем решиться отдать свои средства кому-то на 5, 10, 20 лет, необходимо выяснить, кто есть кто на этом рынке.

"Жизнь" всерьез и надолго

Сегодня всем очень хочется дешевых "длинных" денег: и правительству, и крупному бизнесу, и малому. Даже простому физическому лицу хочется, чтобы денег в долг давали много, дешево и надолго. Более того – "длинные" деньги жизненно необходимы нашей экономике, хотя бы для развития все той же ипотеки. Где их взять? Ясное дело – под тем самым матрасом, куда мы с вами их положили, чтобы не нести в различные финансовые институты, которым мы – в силу обстоятельств – не доверяем. При этом наиболее продвинутая часть населения понимает, что деньги должны не лежать в кубышке, а работать. Но страшно, ох, как страшно отдать их в чужие руки…

Каждый обеспеченный человек в России считал своим долгом приобрести подобный полис, даже не в целях накопления, а чтобы защитить свою семью. Россия входила в тройку лидеров по этому виду страхования.

Между тем, существует один способ – для компаний добыть эти вожделенные "длинные" деньги, а для нас с вами – выгодно и надежно вложить то, что лежит под матрасом. Способ этот - накопительное страхование жизни, которое весьма успешно развивалось в дореволюционной России, имело место в советской России и почти утрачено сейчас. Этот вид страхования в значительной мере опорочен использованием его в так называемых "зарплатных схемах". Однако сейчас многие страховые компании всерьез задумываются над необходимостью развивать именно классическое накопительное страхование жизни, не имеющее отношения к схемам оптимизации налоговых выплат.

Натиск на Восток

Впрочем, на сегодняшний день далеко не все страховые компании готовы всерьез развивать этот бизнес. Более того – реально играть на этом рынке способны от силы десяток компаний. Дело в том, что выделение страхования жизни в отдельную компанию, как того требует законодательство (отпущенный срок – до 2007 года), дело сложное и затратное. По сути, все страховщики, имеющие в своем портфеле этот вид страхования, поставлены перед выбором: играть или не играть, развивать или не развивать. Развитие этого бизнеса требует многомиллионных вложений (AIG, к примеру, уже инвестировала в развитие страхования жизни более $50 млн), которые окупятся не раньше чем через 8-10 лет. У многих просто нет таких денег, у других – нет четкого понимания, зачем делать столь долгосрочные вложения в нашей непредсказуемой стране.

По оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет российский рынок страхования жизни будет расти примерно на 40% в год, а в 2010 г. его объем достигнет $1 млрд.

Однако подтверждением перспективности этого вида бизнеса является то, что мировые лидеры в страховании всерьез нацелены на наш рынок. Если они до сих пор еще не сделали решительных шагов, то это просто потому, что они ждут создания таких условий на рынке, когда можно будет играть по правилам, не сильно при этом рискуя. Как стало известно Бюрократам.RU, все ведущие мировые страховщики уже приняли стратегическое решение о выходе на наш рынок страхования жизни. Сейчас они – совместно с российскими страховщиками - прикладывают определенные усилия для того, чтобы необходимые коррективы были внесены в российское законодательство.

Вопрос в том, устоят ли наши страховщики, если, а точнее – когда -- на этот рынок дружными рядами двинутся западные монстры. Маргарита Хорунжая, руководитель направления страхования жизни cтраховой группы "УралСиб", уверена, что выживут лишь те компании, которые заключат стратегический альянс с западными игроками по принципу "их деньги – наши мозги".

Семеро смелых

Сегодня накопительным страхованием жизни в России готовы заниматься наиболее продвинутые, прозападные люди - те, кто думает не о сиюминутной выгоде (в России сегодня есть и более доходный, и более простой, понятный бизнес), а о дальних перспективах. Ибо накопительное страхование становится исключительно прибыльным спустя 7-8 лет – с момента окупаемости прибыль растет в геометрической прогрессии, попутно увеличивая и капитализацию компании.

Чуть позже большие денежные потоки начинают приносить солидный инвестиционный доход, который при правильном размещении и управлении становится все мощнее и мощнее. Сейчас западные страховые компании, специализирующиеся на накопительном страховании жизни владеют всем: им принадлежат банки, промышленные корпорации. Это конгломераты, которым принадлежит разный бизнес – потому что они являются источником длинных денег.

Итак, кто же из сегодняшних активных игроков на рынке страхования может претендовать на роль лидера будущего рынка страхования жизни? И кто они, эти смельчаки?

Необходимыми и достаточными условиями развития этого вида страхования, как мы выяснили, является достаточно большой свободный капитал, понимание перспектив этого бизнеса и готовность ждать окупаемости долгие годы. Сейчас подобным условиями удовлетворяют (но не факт, что захотят играть в столь сложные игры) семь кандидатов:

Сегодня одним из перспективных методов продаж является продажа на рабочем месте – страховая компания заключает договор о сотрудничестве с каким-либо либо юрлицом, компанией, организацией, которая дает доступ страховщику к людям работающим на предприятии. Предприятие, по сути, становится брокером со своей собственной огромной клиентской базой и получает часть комиссии, причитающейся страховщику. К тому же предприятие таким образом компенсирует неспособность обеспечить сотрудникам социальную защиту.

Ингосстрах, который может опереться на капиталы Олега Дерипаски. У него есть бренд, имидж, история, опыт, специалисты. Плюс огромная база корпоративных клиентов. Понятное дело, Ингосстрах не станет размениваться на ритейл, а сделает ставку на корпоративных клиентов. Впрочем, на данном этапе рынок накопительного страхования – это преимущественно рынок физических лиц, в том числе и на западе. Корпоративное страхование жизни – это в основном пенсионные программы, когда часть взноса платит работодатель, часть – сотрудник.

"УралСиб" - весьма амбициозная компания, недавно приступила к претворению в жизнь новой стратегии захвата рынка, претендует на 20% рынка страхования жизни. Единственная сделала упор именно на развитие региональной сети. ФК "УралСиб" позиционирует себя как финансовый супермаркет: полный спектр услуг в любой точке страны. В декабре 2004 г. зарегистрирована компания "УралСиб Жизнь", которой достанется весь бизнес по страхованию жизни компаний. Входящих в СГ "УралСиб", ждут лицензию.

РОСНО-Жизнь ОАО "РОСНО" основано в 1992 г. Уставный капитал – 960 млн руб. Основные акционеры компании — ОАО АФК "Система" (47% акций) и германский страховщик Allianz (45.27%). Именно содружество с одним из крупнейших европейских страховщиков дает шанс этой компании претендовать на высшие места в будущей иерархии.

Ренессанс Страхование совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) тоже уже создали специализированную компанию по страхованию жизни. ЕБРР готов выложить $11 млн за 30% уставного капитала нового страховщика. Однако участники рынка сомневаются в светлом будущем “Ренессанс Страхование Жизнь” на рынке страхования жизни. Дело в том, что “Ренессанс Страхование” уже вложил $10 млн в программы по страхованию жизни, но об особых успехах говорить не приходится.

Росгосстраху, по мнению экспертов, будет труднее чем кому-либо завоевывает себе место на рынке страхования жизни. Дело в том, что далеко не лучший опыт остался за плечами этого игрока. Известный еще с советских времен бренд не вызывает доверия у продвинутых людей, а на данном этапе все-таки это бизнес прогрессивно-мыслящих людей. К тому же эта компания уже заняла определенный сегмент – она работает с малообеспеченными людьми, что ставит определенные естественные ограничения. Плюс у них есть сформировавшаяся агентская сеть со старыми представлениями об этом бизнесе. По сведениям Бюрократов.RU, РГС вообще до недавнего времени не собирался возрождать свой бизнес страхования жизни – до прихода в компанию Александра Торбахова, бывшего первого вице-президента ФК "УралСиб", где он руководил направлением "Финансовый супермаркет" и проникся идеей перспективности долгосрочного страхования жизни.

"АльфаСтрахование Жизнь" - является частью одной из самых мощных российских групп, в связи с чем может себе позволить столь масштабные экспертименты.

СОГАЗ-Жизнь чувствует себя достаточно уверенно под крылом "Газпрома", в ее успехе можно не сомневаться, особенно с учетом того, что в распоряжении этой компании - огромная клиентская база материнской компании.

В нашу семерку по понятным причинам не вошла единственная полноценно присутствующая на рынке западная компания – AIG Life, которая занимается этим бизнесом с 1997 года и, собственно говоря, специализируется на этом виде страхования.

По мнению наблюдателей в ближайшие 2-3 года все игроки будут расставлены по местам и станет окончательно понятно, кто есть кто и на что способен.

Ольга Кучерова
09:55 | 02 июня 2005 г.
О проектеРекламаКарта сайта