страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Аналитика | Страхование | Демпингом по лбу
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Демпингом по лбу

Еще одна из страховых компаний в качестве метода собственного развития избрала демпинг. Аналитики уверены: это грозит "Прямому страхованию" разорением.

В последнее время российский рынок страхования то в одном, то в другом направлении испытывается на прочность любителями демпинга. И вот недавно одна из компаний - "Прямое страхование" - заявила о возможности резкого снижения цен за счет отсутствия агентов. Речь идет о страховании через интернет. Компания заявляет, что страхование у них обходится дешевле на 30- 60% по сравнению с требованиями крупных компаний.

Оснований для резкого снижения цен на данный момент не видит никто из опрошенных Бюрократами.RU экспертов.

Бюрократы.RU провели независимое исследование, которое показало, что на деле разница в цене полиса гораздо больше. Возникает вопрос: с чем это связано и зачем официально объявлять об одном, а на деле предлагать еще большее?!

Понятно, что во всяком демпинге кроется опасность махинации. Например, можно завлечь клиентов, а потом исчезнуть вместе с собранными премиальными, комментирует революционное предложение "Прямого страхования" завкафедрой Управления страховым делом Государственного университета управления Лариса Бесфамильная.

Обращает на себя внимание еще одна поразительная деталь. Компания "раскручивается" в информационном поле достаточно активно, что можно объяснить только влиянием отца-основателя в лице инвестиционного консорциума (ИК) "TBIH-Русские фонды". Но на рынок выведено предложение только по ОСАГО, которое априори не может конкурировать по ценам, так как это будет нарушением закона, и услуга КАСКО, цена за которую собственно и оказывается ниже среднерыночной.

Российский страховой рынок не настолько велик и не настолько активно развивается, чтобы кто-то (пусть даже крупная инвестиционная компания) брал на себя ответственность только в одной области - это то, что называется "положить все яйца в одну корзину". Конечно, ИK "TBIH-Русские фонды" — достаточно крупная и достаточно диверсифицированная компания, чтобы позволить себе рисковать одной из своих страховых компаний. Но с точки зрения существования самой страховой компании — риск краха при наличии всего одной, пусть даже конкурентоспособной, услуги очень велик. Особенно учитывая затраты на рекламу.

Еще больше риск увеличивается оттого, что компания только что создана и потребителю незнакома. Вероятность, что клиенты клюнут и потекут рекой на разницу в 30%, на самом деле невелика. А обещанные 60% являются верхним порогом, что всегда подразумевает невозможность для массового клиента именно такой величины скидок. С другой стороны, именно поэтому нельзя расчитывать в данном случае и на большое количество среагировавших на эту рекламу. Наш клиент стал за последние годы достаточно трезвым и скорее отшатнется от столь "щедрого" предложения, чем клюнет на него. В связи с этим заявлять публично о баснословных скидках в два и более раз тоже опасно, так как можно вызвать настороженную реакцию у потребителя.

И компания нашла выход. В качестве информационной приманки она заявила умеренные скидки. Когда же человек обращается за конкретным расчетом, он получает в итоге очень существенную разницу уже не в процентах, а в наличных, и если клиент склонен страховаться через интернет, то он вряд ли будет интересоваться, насколько соответствуют друг другу номинальные заявления и фактический расчет. И покупка услуги состоится.

Фактически же полисы крупных страховых компаний оказываются дороже, чем у "Прямого страхования" в два с лишним раза (сравните с заявленными скидками в 30-60%!). А это - натуральный демпинг, с которым российскому страховому рынку уже приходилось сталкиваться. Достаточно вспомнить судьбу "Континент-Полис" или НАСТА, которые тоже демпинговыми ценами набрали множество клиентов, а когда дело дошло до выплат по страховому случаю, расплачиваться оказалось нечем.

Кроме всего прочего, ничего принципиально нового в предложении данной страховой компании нет, кроме, конечно, достаточно сильной информационной поддержки. Примерно такие же цены, а подчас даже ниже, предоставляют на свои услуги большинство мелких компаний. Они, правда, еще тратятся на агентов, от которых данная компания отказалась, за счет чего, естественно, увеличила свою прибыль.

"Прямое страхование" номинально не стремится занять большую нишу на рынке страхования - компания на словах претендует лишь на 2,5%, что никак не может позволить им тягаться с крупными компаниями. Однако на деле именно это новичок и пытается делать. Судить об этом можно по величене занимаемого ими с недавних пор рекламного пространства. Да и общая стратегия TBIH на восточном фронте агрессивна и амбициозна: компания стремится захватить не менее 40% рынка.

Малые компании способны предложить низкие цены в высоко востребованных областях страхового рынка, таких, как рынок КАСКО, в связи с тем, что кроме этого страхования они осуществляют и другие виды страховой деятельности, на которых и перераспределяют риски. В данном же случае положение осложняется еще и тем, что консорциум вышел с новой формой заключения договора на рынок. Вероятно, именно поэтому в качестве пробного материала им был выбран очень узкий спектр услуг, на котором можно проверить готовность рынка к такого рода новшествам. Если ожидания компании не оправдаются, то жалеть не придется: в качестве "подопытного кролика" выбрана никому неизвестная дочерняя структура "Стандарт-Резерва" - в недавнем прошлом СК "Аура", а теперь "Прямое страхование".

Замыслы же у консорциума "TBIH-Русские фонды" великие. По мнению их экспертов, прибыльность при прямом страховании даже на европейских рынках достигает 50%, а всем известно, что прибыльность на российском рынке зачастую в два раза превышает цифры по Европе.

Однако иностранным страховщикам все-таки следует учитывать факт, что российский страховой рынок недостаточно развит. Страховщикам предстоит еще достаточно большая и трудоемкая работа по преодолению недоверия населения к страхованию, которое возникло в ельцинскую эпоху. В противовес советскому периоду, когда страхованием пользовалось более 80% взрослого населения, в 90-е годы к услугам страховщиков сохранили доверие менее 10% работающих граждан. Сейчас положение потихоньку меняется, но это не означает, что мнение населения изменилось в корне. Ко всякого рода спецпредложениям, особенно со стороны страховщиков, оно относится с недоверием.

Главный принцип всякого демпинга - полное вытеснение конкурентов с рынка или же низведение их до ничтожного положения. Таким образом захватывается монопольное положение или близкое к тому (что всегда лучше - дабы избежать пристального внимания Федеральной антимонопольной службы). А это положение уже позволяет диктовать цены какого угодно масштаба. Этот метод успешно применяется на российском продовольственном рынке. Но для его успешного осуществления необходимы длительное время и фактическое бездействие компаний, уже присутствующих на рынке.

Конечно, можно допустить, что TBIH обладает финансовыми запасами для длительного демпинга. Но в отличие от российских объединений ритейлеров и производителей продовольствия глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль - депутат Госдумы и глава соответствующего подкомитета в комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам. И думается, он приложит все усилия (что делал и до этого) по максимальному усилению протекционистских мер на страховом рынке России. В частности, для этого на ВСС будут возложены обязанности Саморегулируемой организации (СРО).

Одной из таких протекционистких мер может стать, например, проволочка с выдачей рекомендации в Федеральную службу страхового надзора. А ведь после вступления в силу закона о СРО все страховые компании обязаны будут получить такую рекомендацию у ВСС.

Кроме того, как уже говорилось, спрос на российском страховом рынке не настолько велик (ни по количеству потенциальных клиентов, ни по их энтузиазму), чтобы была возможность переманить клиента. Так что кроме финансовой заинтересованности российскому клиенту необходимо предложить что-то еще, на что у западных игроков, к сожалению, никогда не хватало фантазии. В России же всегда кратчайшей дорогой был объезд.

Таким образом, если "Прямое страхование" не расширит объем предлагаемых услуг, либо не поднимет цены на них, результатом ее деятельности будет быстрое исчерпание ее фондов - она окажется банкротом, уверен председатель Всероссийского общества страхователей Сергей Козлитин.

Стоимость полиса КАСКО в некоторых крупных и мелких страховых компаниях по сравнению с ценами "Прямого страхования"

За 100% приняты цены страховой компании "Прямое страхование".

Страховая компания Gen-GroupГута-СтрахованиеАсольИнгосстрахАльфа-СтрахованиеРесо-Гарантия
Условия страхования
Nisan Almera 2004 г.в., за $16000, стаж вождения 4 года, возраст водителя 26 лет-24%-2%+7%+53%+55%+83%
Subaru Legacy 2000 г.в., за $16000, стаж вождения 8 лет, возраст водителя 27 лет-5%+1%+13%+85%+93%+116%
BMW 525 2001 г.в., за $24000, стаж вождения 4 года, возраст водителя 30 лет-11%+14%+9%+80%+115%+112%
BMW 318 2003 г.в., за $30000, стаж вождения 20 лет, возраст водителя 38 лет+16%+17%+31%+83%+78%+87%

Иван Недоповоз
09:55 | 15 июня 2005 г.
О проектеРекламаКарта сайта