страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Аналитика | Страхование | "Автогражданка": трудности перевода
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

"Автогражданка": трудности перевода

На днях долго объясняла знакомому англичанину, что такое выплаты по ОСАГО с учетом амортизации деталей автомобиля, пострадавшего в ДТП. Он никак не хотел понимать, почему же мне предложили выплатить за требующие замены детали всего лишь половину их рыночной цены. И еще он никак не мог понять, почему мне придется купить деталей на сумму $2500, а страховая компания платит лишь $1250.

Англичанин удивленно спрашивал: "А почему?" Я объясняла, что в России сложилась такая практика, что за детали к машинам старше 3 лет страховщики выплачивают с учетом их амортизации. Мол, раз машине уже 5 лет и разбитые детали были не новые, так мы заплатим за них "реальную" стоимость с учетом их износа.

- Подожди, но кто оплатит оставшуюся стоимость деталей? Ты же не сможешь сделать ремонт за полцены…

- А придется оплачивать самой…

- Так этот водитель, который виноват в аварии, был застрахован или нет?

- Был.

- А почему тогда страховая не выплачивает тебе за ремонт автомобиля?

- Выплачивает, но не полностью.

- Остальное тебе выплатит водитель?

- Нет, никто мне остальное не выплатит.

- Почему?

Англичанин только после пятого объяснения понял, почему наши страховщики оплачивают лишь стоимость б/у детали. Разобравшись, он изумленно спрашивал: "Ты собираешься ставить старые детали? Но ведь это опасно…"

- Нет, я собираюсь ставить новые детали, потому что даже если бы я хотела поставить старые, найти их нереально, у меня редкая машина…

У них в Англии не существует такого понятия, как учет амортизации деталей при выплатах по страховому полису. Всегда ставятся новые детали, потому что так положено, это гарантия безопасности. Лишь сам владелец может привезти деталь, и ее поставят в сервисе под его ответственность. Страховая выплачивает стоимость деталей полностью либо ремонтирует автомобиль в своем сервисе тоже с использованием новых деталей. Нет у них и такой практики, как разная стоимость сервис-часа для машин разного возраста, скажем, $40 для машин до 3 лет и $23 для машин старше 3 лет, как в России.

Но самое интересное, что и в России ничего подобного тоже не должно происходить. Ни в одном законе и нормативном документе не указано, что выплаты за заменяемые детали страховые компании должны производиться с учетом их амортизации.

Цитирую дословно Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: "60. При причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с настоящими Правилами в пределах страховой суммы подлежат: а) реальный ущерб; б) иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом…

63. …б) в случае повреждения имущества потерпевшего – в размере доходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов).

Восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен.

При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах".

Вчитайтесь в последнее предложение внимательно. То есть страховая может заплатить за детали с учетом их износа только в том случае, если в ремонте были использованы не новые детали. А если пострадавшие детали были заменены на новые, то получается, что страховщик обязан оплатить их полностью, поскольку их стоимость входит в восстановительные расходы.

Часто страховщики в качестве довода используют для объяснения пункт 64 Правил. "…К восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией имущества…" Мол, раз детали поставили новые, то это модернизация имущества. Этот довод легко опровергается в случае, если детали были поставлены согласно заводской конструкции, предусмотренной для поврежденного автомобиля.

Оценщики также часто ссылаются на "Методику оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения Р-03112194-0377-98". Там действительно предлагается учитывать износ поврежденных деталей. Однако мощным контраргументом может служить Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств", которым утверждены Правила организации и проведения независимой экспертизы. Они гласят: "15. …Нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел".

Вышеуказанная методика является лишь отраслевым документом, разработанным в доОСАГОвские времена, а отнюдь не федеральным актом. Так что законность ее использования еще надо доказать.

Какой же методикой могут пользоваться упоминаемые в постановлении эксперты-техники, которые и должны проводить независимую техническую экспертизу? Нет таковой! Как нет в России и самого института независимой экспертизы, так нет и ни одного эксперта-техника! Потому что по Федеральному закону об ОСАГО владельцев транспортных средств №40-ФЗ и по названному выше постановлению Правительства таковыми могут считаться лишь "лица, прошедшие профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенные в государственный реестр экспертов-техников…". А "экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника…". Так вот о главном: В РОССИИ ПОКА НЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ! А значит, нет специалистов и организаций, имеющих право производить экспертизу.

Возникает логичный вопрос: "А кто же проводит экспертизу, ведь страховые компании каждый день делают десятки выплат по ДТП?" А этот вопрос стоит задать страховым компаниям. Кто установил, что пострадавшим будет выплачиваться лишь часть нанесенного им ущерба? Не будет преувеличением сказать, что это чистая самодеятельность страховых компаний и организаций, которые зачастую включают в свое название слова "независимая экспертиза", оставаясь при этом обычными оценщиками. Они делают из экспертизы лишь оценку стоимости восстановительного ремонта, да еще так, будто при ремонте были уже использованы детали б/у, хотя ремонт еще не проводился. Отметим, что по сложившейся практике многие действующие оценщики учитывают амортизацию деталей из учета примерно 10% в год, и получается, что для 10-летней машины можно не выплачивать за поврежденные детали НИЧЕГО.

С такой практикой можно и нужно бороться, объясняя страховщику свою позицию, и будучи готовым обратиться в суд в случае отказа либо частичной выплаты. Суд, как правило, встает на сторону потерпевшего, особенно если он правильно подготовил все документы. Вот почему стоит делать копии всех документов и отдавать подлинники в страховую компанию лишь под расписку принимающего лица, чтобы потом суд мог запросить подлинники у страховой компании. Практически беспроигрышный вариант – сделать ремонт за свой счет и потом все чеки предъявить страховой. Даже если компания откажется от полных выплат, суд с очень большой вероятностью станет на сторону потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии.

И главное, не поленитесь перед подачей заявления на выплату в страховую компанию прочитать законы и правила, регламентирующие обязательное страхование. Все они перечислены в этой статье и помогут вам защитить свои права на получение полной компенсации нанесенного вам ущерба. Все документы есть в Интернете.

- Почему ты не подашь в суд? – спросил англичанин, когда уразумел, наконец, наши национальные особенности выплат по ОСАГО.

- А кто сказал, что не подам?

Ирина Сергеева
09:55 | 30 июня 2005 г.
О проектеРекламаКарта сайта