страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Аналитика | Страхование | ОСАГО останется социальным проектом
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

ОСАГО останется социальным проектом

Попытка группы депутатов во главе с Валерием Гребенниковым перевести ОСАГО в разряд коммерчески выгодных проектов провалилась. ОСАГО остается чисто социальным проектом, по которому возмещение реальных убытков автомобилисту гарантировать не может никто.

Вчера Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон об ОСАГО. Они не коснулись тарифов и норм выплат, о необходимости корректив которых говорили все кому не лень. Существующий закон уже дал свои негативные плоды как для страховщиков, так и для страхователей. У 22 компаний лицензии приостановлены, у 7 - отозваны, некоторые крупные компании признают в неофициальных беседах, что в ряде регионов уже терпят убытки. А определенные группы страхователей с самого вступления закона в силу говорили о дороговизне страховых премий.

Происходит это оттого, что существующие тарифы, хоть и покрывают 95% всего возможного ущерба, по утверждению всех опрошенных страховщиков и аналитиков, но выплата возмещения происходит достаточно долго, да и восстановительные работы оплачиваются не полностью, а с учетом износа машины.

Но даже при таких оговорках из-за частоты аварий некоторые страховщики несут убытки. По прогнозам к 2007 году их вообще останется не больше 15, то есть 90% уйдет с рынка. Для предотвращения такого обвала депутаты предлагали перераспределить тарифы: для беднейших групп автолюбителей их понизить, а для среднего класса и богатых людей резко повысить. Это позволило бы страховщикам, по мысли депутатов, гарантировать сохранность большинства страховых компаний на рынке, а соответственно и конкуренцию.

С другой стороны, помимо реверанса в сторону страховщиков, депутаты предполагали исправить ситуацию и с размером выплат. Депутаты предлагали размер возмещения убытков по имуществу сделать нелимитированным, то есть обязать страховщиков покрывать ущерб полностью.

В изначальной версии закона об ОСАГО неполнота выплат предполагалась не только из-за износа деталей, но и из-за ограничения по размеру выплат. Так возмещение имущественного вреда нескольким потерпевшим не должно было превышать 160 тысяч рублей, при наличии только одного пострадавшего — 120 тысяч рублей.

Для того чтобы оценить, насколько разумно такое ограничение, достаточно вспомнить недавний эпизод с въездом МАЗа на стоянку рядом с МКАДом, когда результатом аварии стали 11 неподлежащих восстановлению новеньких машин. Разделив 160 тыс. рублей, полагающиеся на компенсацию ущерба по ОСАГО, на 11 машин, мы получим 14,5 тыс. рублей, т. е. не более $500 на один автомобиль, стоящий никак не меньше $5000.

В такой ситуации автомобилист просто вынужден страховать свою машину по КАСКО. Получается, что ОСАГО не нужно тем, кто застрахован по КАСКО, а тем, кто этой страховки не имеет и для возмещения убытков которых ОСАГО и было создано, оно не покрывает убытков. Причем такой порядок четко прописан в самом законе в статье 4 пункт 6, где рассматривается ситуация неполного покрытия убытков. Разницу в данном случае страхователь должен покрывать за свой счет или за счет добровольных дополнительных страховок.

В итоге ни одна из инициатив группы Гребенникова не прошла. Страховое лобби в комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ оставило эту проблему закона в прежнем виде.

По мнению страховщиков, до безлимитного возмещения российский страхователь еще не дорос. Даже западными страховщиками оно выделяется только для возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью, но при этом стоимость полиса даже в процентном отношении к средней заработной плате существенно превышает российскую, объясняет позицию cтраховщиков руководитель департамента страхования транспортных средств Военно-страховой компании Владимир Антипов.

И эту ситуацию изменить никто не в силах. Даже председатель Всероссийского общества страхователей Сергей Козлитин согласен с существующим порядком вещей. По его мнению, никакие допустимые для российского автомобилиста повышения тарифов не покроют затрат страховой компании при безлимитном возмещении ущерба. Это подтверждает тот факт, что даже западные компании стали в последнее время отказываться от практики безлимитного возмещения.

Однако, по мнению председателя Движения автомобилистов России (ДАР) депутата Госдумы Виктора Похмелкина, страховщики пока явно не в убытке. И его позиция вполне понятна. Если бы дело обстояло иначе, существующее положение страховщиков бы явно не устраивало.

Стас Арканов
09:55 | 08 июля 2005 г.
О проектеРекламаКарта сайта